Содержание сайта

Обо мне

О моем учителе

Чернышевский о Гизо

Чернышевский и Чаадаев

История государства в истории села

Журнал "Северные записки". Обзор проблематики.

"Дети цивилизации". Русская интеллигенция в оценке консерватора

Рецензия на монографию об "Истории села Горюхина"

Рецензия на Указатель содержания к журналу "Северные записки"

 

И в а н н и к о в а В.В. «История села Горюхина» А.С.Пушкина в контексте литературных и исторических интересов поэта 30-х годов. – Саратов: Изд-во «Газета» ИПО СГУ, 1994. – 142с. – 450 экз.

«История села Горюхина» рассматривается в книге В.В.Иванниковой как реплика Пушкина в диалоге с русскими историками и социологами XVIII-XIX вв.: насколько нам известно, впервые с такой степенью полноты показано отношение Пушкина к взглядам и творчеству Н.Тургенева, Радищева, Болтина, Щербатова, Голикова и многих других. «История…» представляется автору не сатирой, как принято считать, а скорее апологией России. Если, по Чаадаеву, подлинной историей являетсялишь та, в котрой есть «идея» (и потому русские – народ без истории), то Пушкин защищает самодостаточную ценность факта, данности. Пародируя (но не высмеивая, полагает В.В.Иванникова) летопись, Пушкин принимает участие в полемике о летописном образе мышления, выступая тем самым против критиков его (Полевой критковал «Историю» Карамзина (и произведения самого Пушкина) за «летописный» стиль, который казался ему бессвязным нагромождением фактов). Не вполне корректной представляется попытка автора совершенно уравнять Гринева и Белкина (из «Истории..») как носителей национальной системы ценностей.

Г.З. 

Опубликовано: Новое литературное обозрение. - №17(1996).

 


Hosted by uCoz