Содержание сайта

Обо мне

О моем учителе

Чернышевский о Гизо

Чернышевский и Чаадаев

История государства в истории села

Журнал "Северные записки". Обзор проблематики.

"Дети цивилизации". Русская интеллигенция в оценке консерватора

Рецензия на монографию об "Истории села Горюхина"

Рецензия на Указатель содержания к журналу "Северные записки"

 

Иванникова В.В. ПЕТЕРБУРГСКИЙ ЖУРНАЛ “СЕВЕРНЫЕ ЗАПИСКИ” 1913—1917: Указатель содержания. — Саратов: Изд-во Саратовского пединститута, 2000. — 152 с. — 100 экз.


Журнал “Северные записки” — своеобразное и достаточно яркое явление в спектре русской журналистики предреволюционного периода: в нем печатались Г.В. Адамович, А.А. Ахматова, К.Д. Бальмонт, А. Белый, А.А. Блок, В.Я. Брюсов, И.А. Бунин, С.И. Гессен, Н.С. Гумилев, С.А. Есенин, В.М. Жирмунский, Вяч.И. Иванов, Н.А. Клюев, М.А. Кузмин, Г.А. Ландау, Н.О. Лернер, О.Э. Мандельштам, К.В. Мочульский, Н.В. Недоброво, Ю.А. Никольский, С.Я. Парнок, Н.Н. Пунин, А.М. Ремизов, Б.А. Садовской, С.Н. Сергеев-Ценский, Ф. Сологуб, Ф.А. Степун, Е.В. Тарле, Я.А. Тугенхольд, В.Ф. Ходасевич, М.И. Цветаева, И.С. Шмелев, Б.М. Эйхенбаум, Б.В. Яковенко и многие другие заметные литераторы того времени. Однако специальные работы об этом издании практически отсутствуют; нет о нем главы и в монографии “Русская литература и журналистика начала ХХ века. 1905—1917. Буржуазно-либеральные и модернистские издания” (М., 1984).
Работа В.В. Иванниковой в определенной степени восполняет образовавшийся пробел. В обширном шестидесятистраничном предисловии составитель описывает структуру журнала, характеризует опубликованные в нем литературные произведения, литературно-критические, философские, искусствоведческие и публицистические статьи, стремится выявить специфические черты издания.
В.В. Иванникова пишет о том, что хотя в журнале активно сотрудничали эсеры, его отнюдь нельзя назвать партийным изданием, скорее он тяготел к литературно-эстетическому и философскому осмыслению происходящих событий. В прозе ““Северные записки” проявляют интерес к внешне бесфабульным, без четко прописанного сюжета произведениям, авторы которых сосредоточены на том, чтобы уловить и запечатлеть преходящие, неуловимые душевные настроения, сердечные переживания, вызванные внешне алогичным, стихийным движением природного мира или колебаниями человеческих взаимоотношений, и оставляющие глубокий след в сознании героев” (с. 10). Кроме того, журнал проявляет “обостренный интерес” к “женской литературе” и женской теме (среди 270 авторов журнала более 40 были женщинами, с. 11). Журнал тяготел к “новому искусству” — здесь печатались почти все лучшие поэты Серебряного века, а также такие пропагандисты модернистского искусства, как Н.Н. Пунин и Я.А. Тугенхольд.
Что касается философско-культурологических статей, опубликованных в “Северных записках”, то тут журнал, как пишет В.В. Иванникова, стал продолжателем философского ежегодника “Логос”, выходившего с 1910 по 1914 г. (речь идет о таких авторах, как Б.В. Яковенко, Ф.А. Степун, С.И. Гессен).
Рисуя “профиль” журнала, В.В. Иванникова почему-то опускает одну его черту — издательницей журнала была еврейка С.И. Чацкина и в составе авторов журнала было очень много евреев. Никак не концентрируясь на “еврейской теме”, журнал в то же время воплощал ценности той ассимилированной еврейской среды, которая тем не менее еще в определенной степени сохраняла многие элементы еврейского мировоззрения и еврейской культуры. Осознать этот факт, а тем более изучить “Северные записки” в этом аспекте — интересная и актуальная задача.
Что касается самой росписи содержания, то выполнена она добросовестно, но не совсем профессионально. Не стоило давать вначале название произведения, а затем имя его автора, что затрудняет пользование указателем; псевдонимы следовало раскрыть в самой росписи, а не в указателе авторов журнала.
И наконец, последнее. Если уж принято было решение сделать указатель авторов аннотированным (что в принципе следует приветствовать), то следовало проделать эту работу более основательно. Пока же остались не использованными многие легко доступные источники (об архивах я не говорю). Например, из исторического альманаха “Минувшее” (к которому в 25-м томе имеется именной указатель) составитель могла почерпнуть даты жизни Д.И. Выгодского, А.Я. Гуревич, Я.Я. Гуревич, В.В. Португалова, Е.А. Сталинского, из энциклопедического словаря “Книговедение” (М., 1982) — даты жизни П. Витязева (Ф.И. Седенко), из справочника Н. Мацуева “Русские советские писатели” (М., 1981) — О.Б. Румера (это, кстати, мужчина, а не женщина, как полагает составитель), из указателя имен к “Указателю заглавий произведений художественной литературы” (Т. 7. М., 1995) — Я.Я. Страуяна, Франца Набля, М.Н. Слепцовой, из “Краткой литературной энциклопедии” — Пьера Милля.
Я думаю, что, учитывая ничтожный тираж указателя, его следует переиздать, внеся разного рода уточнения. Но и то, что уже сделано составителем, заслуживает положительной оценки.

А.Р. nlo.magazine.ru/archive/243.html

 


Hosted by uCoz